Как соблюдать требования о защите несовершеннолетних в рекламе


Несовершеннолетним государством гарантируется защита от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта. Для этого в статье 6 Закона о рекламе установлен ряд запретов, которые должен соблюдать субъекты рекламной деятельности.

Что нельзя делать в рекламе

Правило 1. Нельзя дискредитировать родителей и воспитателей, подрывать доверие несовершеннолетних к ним. Московское УФАС России пришло к следующем выводу: «…указанная реклама способна повлиять на отношения между родителями и детьми и в тех случаях, когда родители не посещают указанный магазин не из-за отсутствия времени или по личным убеждениям, а в силу отсутствия финансовой возможности… Данная реклама… оказывает воздействие на социально незащищенную группу лиц – детей, вызывает субъективную отрицательную реакцию из-за несовпадения желаний и возможностей их родителей с требованиями, которые распространяются в такой рекламе» (решение Московского УФАС России от 10 сентября 2015 г. по делу № 3-6-127/77-15).

Правило 1. Фотопример

Правило 2. Нельзя побуждать несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.

Пример 1.

Суд признал, что изображение в рекламе «в виде улыбающегося ребенка, придерживающего правой рукой велосипед, в совокупности со смысловой нагрузкой текста рекламы: «Счастливых людей становиться больше!», усиленной восклицательным знаком, в случае восприятия ее детьми может являться значительным посылом детям о необходимости потребовать от своих родителей покупку велосипеда или другого товара в силу своего желания; создает у несовершеннолетнего искаженное представление о доступности товара, приобретенного в кредит для семьи с любым уровнем достатка; видя данную рекламу Банка, несовершеннолетний ребенок захочет «быть счастливым» и походить на героя рекламы, вследствие чего ему необходимо будет убедить родителей приобрести рекламируемый товар, в данном случае получить нецелевой кредит и купить ему товар по его желанию, учитывая при этом, что изображение улыбающегося мальчика с велосипедом занимает основное пространство, как самой рекламы, так и размещенного на ней изображения» (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 ноября 2011 г. по делу № А69-337/2011).

Пример 2.

Московское УФАС России признало незаконной рекламу, содержащую изображения детей и утверждение «Мама! Я не могу это пропустить! Настоящие каникулы в Кидбурге» (http://moscow.fas.gov.ru/news/16107).

Правило 3. Нельзя создавать у несовершеннолетних искаженное представление о том, что товар якобы доступен для семьи с любым уровнем достатка.

Пример.

На радиостанции «Русское радио» в период с 01.11.14 по 30.11.2014г. распространялась реклама следующего содержания «Колечки-бантики, кулончики-сердечки! Сережки-ягодки-волшебные мечты! Вот так из маленькой принцессы Я стану настоящей королевой красоты! Золото детям на Кирова, 45. Пятигорск». Данная реклама распространялась детским голосом.

Как посчитало Ставропольское УФАС России, «данная реклама направлена на приобретение ювелирных изделий для несовершеннолетних, и совокупность текста и детского голоса создает у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка и что обладание рекламируемым товаром (ювелирными изделиями) ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками (Я стану настоящей королевой красоты)» (решение Ставропольского УФАС России по делу №19 от 17 апреля 2015 года).

Правило 4. Нельзя создавать у несовершеннолетних впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками.

Правило 5. Нельзя формировать комплекс неполноценности у несовершеннолетних, у которых нет рекламируемого товара.

Правило 6. Нельзя показывать несовершеннолетних в опасных ситуациях.

Это такие ситуации, когда, например, несовершеннолетний побуждается в рекламе:

🔥совершить действия, представляющие угрозу его жизни и (или) здоровью;

🔪причинить вред своему здоровью.


Правило 6. Пример 1.

«…размещена реклама со сведениями: «Надоели Наркотики? Поможем БЕСПЛАТНО <…> Ложечку за маму» в совокупности с изображением несовершеннолетнего ребенка и процесса приготовления наркотиков для употребления (ложка над горящей свечей)… Нахождение несовершеннолетнего в подобной обстановке является ситуацией опасной для его жизни и здоровья» (решение Челябинского УФАС России от 15 августа 2017 года по делу № 38-08/2017).


Правило 6. Пример 2.

В рекламе банка были изображены три малолетних ребенка, сидящих в открытом багажнике автомобиля. Суд указал: «Использование детского образа в багажнике автомобиля может формировать у ребенка искаженное понимание поведения в транспортном средстве и не оценивается им как нарушение правил дорожного движения. Реклама своими красками и динамикой не позволяет ребенку оценивать происходящее как возможную опасность или угрозу и потому заложенная в ней информация воспринимается им как должное. Видя своего сверстника в рекламе, ребенок подсознательно ставит себя на его место и в аналогичной ситуации неосознанно повторит увиденную в рекламе «картинку»» (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2014 г. по делу № А63-20/2014).



Правило 6. Пример 3.

При оформлении рекламы использованы образы несовершеннолетней девочки с игрушкой (мишкой) в руках, охранника и человека с ножом. В нижней части рекламных щитов под изображениями имелись сноски, соответственно: кукла, охранник, преступник.

Суд «пришел к выводу о наличии в изображенной ситуации возможной опасности, то есть угрозы для девочки, ввиду нападения на нее человека с ножом. Тот факт, что угроза направлена именно на девочку и что она это осознает, подтверждается испуганным видом ребенка. О нахождении девочки в состоянии опасности свидетельствует и расположение остальных образов - преступник с занесенным ножом обращен в ее сторону и на нее устремлен его взгляд, охранник заслоняет собой девочку» (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2008 г. по делу № А62-4313/2007).

Правило 7. Нельзя преуменьшать уровень необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен.

Пример.

Управление ФАС Ивановской области признало ненадлежащей рекламу с изображением ребёнка, держащего фейерверк, и выдало предписание убрать её с улиц (http://ivanovo.fas.gov.ru/publications/8353).

Правило 8. Нельзя формировать у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанный с их внешней непривлекательностью.

Пример.

В брошюре в форме сказки рекламировался напиток для детей, употребление которого, как утверждалось в ней, способствовал улучшению внешности несовершеннолетних ФАС России пришла к выводу, что у героя сказки (несовершеннолетнего) «наблюдаются явные признаки внешней непривлекательности, которую герой может преодолеть, ежедневно употребляя напиток «ПедиаШур». При этом сказка создает впечатление, что употребление напитка «ПедиаШур» позволит герою получить преимущество перед сверстниками, которые не употребляют данный напиток» (решение ФАС России от 17 ноября 2015 г. по делу № 3-6-6/00-08-15).